Вводная информация: существует множество подходов, направленных на повышение приверженности гигиене рук. Программы часто направлены на работу отдельного медицинского работника или связаны с внедрением новых продуктов. Однако социальный контекст, в котором проходит работа персонала палаты, до недавних пор часто упускался из виду. По этой причине Хьюс и соавторы исследовали остроту проблемы социального влияния, оказываемого отдельными членами группы медицинских работников, и поведения руководящего персонала на соблюдение рекомендаций по гигиене рук.
Метод: данное кластерное рандомизированное исследование было начато в сентябре 2008 года и закончилось в ноябре 2009 года. В этот период строгость соблюдения рекомендаций по гигиене рук среди сестринского персонала оценивалась трижды путем непосредственного наблюдения:
В исследовании приняли участие 67 палат сестринского ухода в различных ЛПУ. Хьюс и соавторы распределили эти подразделения на две исследуемые группы, в каждой из которых реализовывались разные стратегии, направленные на повышение приверженности гигиеническим рекомендациям.
В контрольной группе прорабатывалась передовая стратегия, основанная на последних наработках по гигиене рук. Так, в этой группе сестринскому персоналу были переданы обучающие материалы по теоретическим аспектам гигиены рук, кроме того, использовались постеры, напоминающие о необходимости проведения дезинфекции рук и реализовано получение обратной связи, что позволило закрепить правильную гигиеническую тактику. Кроме того, чтобы обеспечить возможность правильного выполнения манипуляций по дезинфекции рук, была проведена проверка оснащения всех палат и доступности гигиенических продуктов. В контрольную группу вошло 37 палат.
В исследуемой группе персоналу были предоставлены все элементы передовой стратегии по гигиене рук, однако, в этом случае предписания были адресованы всей группе работников. Кроме того, авторы реализовали дополнительные меры по преодолению барьеров к повышению приверженности гигиене рук путем целенаправленных изменений в трудовом процессе и работе руководящего персонала. В рамках этих мероприятий проводились три встречи для всех групп, где, помимо прочих вопросов, обсуждались показатели приверженности гигиеническим рекомендациям и совместно были разработаны четкие правила выполнения рабочих обязанностей. Кроме того, наиболее опытные члены групп выступали в качестве ролевой модели - эталона в контексте гигиены рук. Для активной помощи сотрудникам руководители групп получали необходимую информационную поддержку. В состав исследуемой группы, где реализовывалась групповая стратегия, вошли 30 палат.
Результаты: приверженность гигиене рук в палатах, где реализовывалась передовая стратегия, выросла с 23% (исходные показатели, Т1) до 42% после полной реализации всех мероприятий (Т2) и затем до уровня 46% спустя еще шесть месяцев (Т3). При этом в палатах, где реализовывалась командная стратегия, были отмечен существенно более высокий уровень строгости соблюдения гигиенических рекомендаций: от 20% в начале исследования (Т1) до 53% в краткосрочном и долгосрочном периодах (Т2 и Т3).
Вывод: авторы обращают внимание на положительный эффект от совместных усилий всех членов группы при участии руководящего персонала на приверженность гигиеническим рекомендациям. Социальное влияние внутри групп и использование ролевых моделей также демонстрирует высокую эффективность. Хьюс и соавторы предлагают решать другие задачи по обеспечению безопасности пациентов в аналогичной манере – то есть на уровне коллектива.
Источник:
International Journal of Nursing Studies 50 (2013)0464-474.
Щелкните здесь, чтобы купить полный текст исследования.